Домашнее обучение: преимущества и недостатки

В последние годы домашнее обучение (или хоумскулинг) стало особенно популярным. Ранее считавшееся экзотикой, сегодня оно воспринимается как вполне реальная альтернатива традиционной школьной системе. Родители, педагоги и даже сами дети обсуждают плюсы и минусы такого подхода, стремясь найти оптимальный путь к качественному образованию. Но действительно ли обучение дома — это панацея? Или, наоборот, оно несет в себе определённые риски?

1. Что такое домашнее обучение?

Домашнее обучение — это форма получения образования вне стен традиционного учебного заведения. Ребёнок может учиться по индивидуальной программе, под руководством родителей, репетиторов, онлайн-школ или в рамках специальных дистанционных платформ. Такое обучение может быть как полностью независимым, так и официально прикреплённым к образовательному учреждению.

Основным законом, регулирующим домашнее обучение в России, является Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” (№ 273-ФЗ). В частности, статьи 17 и 44 данного закона определяют право на семейное образование как одну из форм получения общего образования вне образовательных организаций. 

Основные статьи, касающиеся домашнего обучения:

  • Статья 17: определяет, что образование может быть получено в образовательных организациях и вне них, включая семейное образование. 
  • Статья 44: закрепляет право родителей на выбор формы получения образования для своих детей, в том числе семейное образование. 
  • Статья 58: устанавливает, что учащиеся на семейном обучении должны проходить промежуточную и итоговую аттестацию. 
  • Статья 41, пункт 5: регламентирует обучение на дому по медицинским показаниям, то есть надомное обучение, которое организуется образовательной организацией. 
  • Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115: определяет порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, включая семейное образование. 
  • Семейный кодекс Российской Федерации: обеспечивает право родителей самостоятельно выбирать форму обучения для ребенка. 

Важно отметить:

Родители, выбирающие семейное образование, должны уведомить об этом органы управления образования и обеспечить прохождение ребенком промежуточной и итоговой аттестации. 

В России нет отдельного закона о домашнем обучении. Все нормы и правила содержатся в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации”. 

Под “домашним обучением” обычно подразумевается семейное образование, когда родители самостоятельно организуют учебный процесс для ребенка. 

Надомное обучение, которое организуется школой для детей с медицинскими показаниями по состоянию здоровья и, по этоой причине невозможности очно посещать школьное образовательное учреждение, также является формой получения образования, но регулируется другими законодательными и нормативными актами. 

Преимущества домашнего обучения:

  • Индивидуальный подход к обучению

Одно из главных преимуществ — возможность выстраивать образовательный процесс, ориентируясь на способности, интересы и темп ребёнка. В школе программа одна для всех, а дома можно глубже изучать любимые предметы, быстрее проходить лёгкий материал и дольше останавливаться на сложных темах.

  • Безопасная и комфортная среда

Для многих семей особенно важна психологическая безопасность ребёнка. В домашнем обучении нет школьных конфликтов, буллинга, давления со стороны одноклассников. Ребёнок учится в знакомой и комфортной обстановке, без стресса и тревожности.

  • Гибкий график

Ребёнок может учиться в удобное время: утром, днём или вечером. Можно устраивать перерывы, путешествовать, не привязываясь к расписанию школы. Это особенно полезно для семей, ведущих нестандартный образ жизни — артистов, спортсменов, путешественников и др.

  • Развитие самостоятельности и ответственности

При правильном подходе хоумскулинг формирует у ребёнка навыки самоорганизации и ответственности. Он учится ставить цели, планировать день, искать информацию и контролировать собственное обучение.

  • Экономия времени

Не нужно тратить часы на дорогу, перемены и длительные организационные моменты. В среднем домашнее обучение позволяет осваивать школьную программу быстрее — за 2–4 часа в день.

Недостатки домашнего обучения:

  • Ограничение социального общения

Один из главных аргументов против хоумскулинга — возможная изоляция. В школе ребёнок ежедневно общается с разными людьми, учится взаимодействовать, спорить, договариваться. При домашнем обучении этот опыт нужно восполнять отдельно — через кружки, секции, лагеря, клубы по интересам.

  • Высокая нагрузка на родителей

Не каждая семья готова взять на себя такую ответственность. Родителям нужно не только контролировать процесс, но и зачастую самим учить, подбирать материалы, искать репетиторов. Это требует времени, сил и педагогических навыков.

  • Отсутствие внешней оценки и дисциплины

В традиционной школе дети привыкают к структуре, проверкам, дедлайнам и внешнему контролю. В домашних условиях такая структура может размываться, особенно если у ребёнка нет внутренней мотивации. Некоторые дети теряются без жёстких рамок. Однако и в школе не каждый хочет учиться и, не понимая – зачем он ходит в школу, от безделья и непослушания мешает образовательному процессу окружающих.

  • Сложности с поступлением и аттестацией

Хотя в России и многих странах домашнее обучение законно, родителям нужно следить за оформлением документов, прохождением промежуточной и итоговой аттестации. Иногда возникают сложности с поступлением в вузы, особенно если ребёнок не имеет официального школьного аттестата.

  • Необходимость контроля качества образования

Не все родители могут объективно оценить, насколько глубоко ребёнок усваивает материал. Возникает риск перекоса — например, усиленный упор на гуманитарные предметы и игнорирование точных наук, или наоборот.

Промежуточные аттестации (ПА), кроме первого класса, обязательны

Дети на семейном обучении сдают промежуточные аттестации только в аккредитованных образовательных организациях, таких как школы или онлайн-платформы. Для этого необходимо прикрепиться к выбранной организации и заключить договор на прохождение аттестации. Формы сдачи могут быть устными, письменными (включая тесты, контрольные, рефераты) или комбинированными, а сроки устанавливаются школой.
Подробнее:

  1. Выбор школы или онлайн-платформы:
    Выбор образовательной организации для промежуточной аттестации – первый шаг. Это может быть как обычная школа, так и аккредитованная дистанционная платформа. Важно убедиться, что у организации есть государственная аккредитация по соответствующим образовательным программам, при этом лицензии недостаточно.
  2. Прикрепление к школе:
    Для прохождения промежуточной аттестации необходимо прикрепиться к выбранной,имеющей государственную аккредитацию школе, подав заявление. На период аттестации ученик получает статус экстерна, что даёт ему право пользоваться библиотекой и другими ресурсами школы, например, участвовать в опытах, пользоваться спортзалом и т.п..
  3. Формы аттестации:
    Промежуточные аттестации (ПА) могут включать устные собеседования, письменные работы (тесты, контрольные, рефераты) или комбинированные варианты.
  4. Сроки промежуточной аттестации:
    Школа самостятельно определяет сроки сдачи промежуточных аттестаций. Обычно промежуточные аттестации проводятся в конце четверти, полугодия или учебного года.
  5. Дистанционная аттестация:
    Промежуточные аттестации, в отличие от итоговых, могут проводиться дистанционно, в том числе онлайн.
  6. Важно:
    Ребенок на семейном обучении имеет право на получение справок о прохождении промежуточных аттестаций, которые не будут содержать пометок о домашнем обучении.

Государственные итоговые аттестции (ГИА) обязательны

Ученики, находящиеся на семейном обучении, сдают государственные итоговые аттестации за 9 или 11 классы только в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию. Итоговые экзамены, соответственно (ОГЭ и ЕГЭ), сдаются в установленных пунктах проведения экзаменов (ППЭ) наравне со всеми школьниками на равных академических правах и обязанностях.
Обучающиеся на семейном образовании, должны прикрепиться к аккредитованной школе для прохождения государственной итоговой аттестации.
Это может быть любая школа с государственной аккредитацией, в том числе и онлайн-школа, если она предлагает такую возможность.
ГИА может проводиться в различных формах: письменной, устной или тестовой.
Порядок проведения государственной итоговой аттестации, включая сроки и форму, определяется письменным договором между родителями и школой.
Итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ):
Итоговые экзамены сдаются в установленные сроки в пунктах проведения экзаменов (ППЭ).
Для допуска к ОГЭ и ЕГЭ необходимо успешно пройти промежуточную аттестацию и, в зависимости от класса, сдать итоговое сочинение (11 класс) или итоговое собеседование по русскому языку (9 класс).
В аттестате, выданном школой прикрепления по результатам государственных экзаменов, не будет указано, что ребенок обучался на семейном образовании.
Важно:
Прикрепление к школе на период аттестации не означает, что ребенок должен посещать занятия в этой школе постоянно, однако он по закону имеет равные академические права и обязанности наряду с учениками избранного образовательного учреждения.
– Ребенок может продолжать обучение дома, а школа предоставляет ему возможность сдать необходимые экзамены.
Выбор школы для прикрепления – это важный шаг, который следует обдумать заранее.
Некоторые онлайн-школы предлагают аккредитованные программы и помощь в организации аттестации.

Хоумскулинг может быть отличным решением в следующих случаях:

  1. Ребёнок испытывает стресс в школе, сталкивается с буллингом или не находит общего языка с педагогами.
  2. Есть особые образовательные потребности (например, одарённость или, наоборот, трудности в обучении).
  3. Ребёнок профессионально занимается спортом, музыкой, танцами и т.д
  4. Семья часто переезжает или живёт за границей.
  5. Родители стремятся дать альтернативное, более глубокое или свободное образование.
  6. Ученик, находящийся на семейном образовании, желает самостятельно находить решения в образовательном процессе и, таким путем стать лидером.

Заключение:

Домашнее обучение — это не просто модный тренд, а серьёзный и осознанный выбор. Оно может дать ребёнку свободу, комфорт и качественные знания, но требует его большой вовлечённости, мотивированной самостоятельности, а также ответственности со стороны родителей. Это не универсальное решение и, перед тем как перейти на хоумскулинг, важно тщательно взвесить все «за» и «против», учитывая характер, интересы, потребности и желание к такой самостоятельности самого ребёнка.

В идеале — не противопоставлять домашнее и школьное образование, а искать баланс, гибкость и подход, который работает именно в вашей семье. Ведь главная цель — не просто пройти программу, а вырастить гармоничную, любознательную, самостоятельную и уверенную в себе личность, в будущем максимально полезную для общества,в котором человеку предстоит жить.

Вышеприведённа статья о преимуществах и недостатках домашнего обучения (самообразования) для размышлений тех школьников и родителей, которые уже находится в процессе домашнего самообразования, а таже и для тех, кто задумывается о переходе на указанную форму самоподготовки к будущей жизни…

Если у читателя настоящей статьи есть своё мнение о домашнем самообразовании ребёнка, приобретенный опыт, а также свои предложения на заданную тему, пишите об этом в комментариях.

Вы также можете писать свои личные статьи, связанные с образованием и жизнью в среде образовательного процесса, открывать свои личные сообщества в предлагаемой новой социальнй сети для школьников, студентов их родителелй и преподавателей “Для тех, кто хочет учиться” зарегистрировавшись по этой ссылке…

Ответить