
Концепция знаний, умений и навыков (далее: ЗУН) раскрывается в Федеральном законе № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” в статье 2, где образование определяется как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, а также в других статьях, которые детализируют, что эти ЗУН являются целью и содержанием обучения в различных образовательных программах, например, в статье 66, описывающей цели начального общего и основного общего образования.
Образовательная концепция ЗУН где основы?
Статья 2 Федерального законо “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ(Определения):
В этой статье дается комплексное определение образования, которое включает в себя “совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции”. Таким образом, ЗУН выступают как основные составляющие образовательного процесса.
Статья 3 указанно выше Закона (Обучение):
Здесь обучающий процесс определяется как целенаправленный процесс, направленный на “овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией”. Это показывает, что именно ЗУН являются тем, что обучающиеся должны усвоить в процессе обучения.
Статья 66 вышеприведённого Закона (Начальное, основное общее и среднее общее образование):
Эта статья конкретизирует цели образовательных программ. Например, для начального общего образования в качестве целей указывается формирование “основных навыков учебной деятельности” и “элементов теоретического мышления”, а для основного общего – “овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда”.
В целом, закон рассматривает ЗУН как результат образовательной деятельности, которые формируют человека, его интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое и профессиональное развитие, а также удовлетворяют его образовательные потребности.
В контексте профессиональной деятельности, знания, умения и навыки тесно взаимосвязаны и формируют профессионализм. Знания – это понимание концепций и фактов, полученное через обучение и опыт. Умения – это способность применять эти знания на практике. Навыки – это автоматизированные действия, результат многократного повторения и отработки умений. Вместе они формируют профессиональные компетенции, то есть способность выполнять работу на высоком уровне – это, безусловно, является доказательством профессионализма.
Более подробно:
Знания
можно получить из различных источников, таких как образование, книги, курсы, интернет и опыт работы. Это теоретическая база, которая позволяет понимать суть процессов и явлений.
Умения
развиваются на основе знаний, когда человек начинает применять их на практике. Например, знание правил грамматики позволяет уметь писать тексты, а знание основ программирования – создавать программы.
Навыки
формируются через многократное повторение и отработку умений. Например, умение водить машину становится навыком, когда человек может управлять автомобилем уверенно и без усилий.
Профессионализм:
это комплекс знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку успешно выполнять свою работу на высоком уровне, достигать поставленных целей и демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности.
Важно понимать, что знания, умения и навыки не существуют изолированно. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Профессионализм не может быть достигнут без наличия всех трех компонентов. Например, знание иностранных языков (знание) позволяет уметь общаться на них (умение) и свободно вести переговоры (навык). Современные работодатели обращают внимание не только на наличие знаний, но и на умение применять их на практике и на наличие сформированных профессиональных навыков.
В педагогике и управлении знаниями, “знания, умения, навыки” (ЗУН) – это триединая концепция, описывающая результаты обучения и развития. Знания – это информация и понимание фактов, концепций и правил. Умения – это способность применять знания на практике, выполняя определенные действия. Навыки – это автоматизированные действия, доведенные до автоматизма путем многократного повторения.
Более подробно:
Знания
это теоретический фундамент, включающий в себя факты, понятия, законы, принципы, которые человек усваивает.
Умения
это практическое применение знаний, способность использовать их для выполнения конкретных задач и решения проблем.
Навыки
это автоматизированные, доведенные до автоматизма умения, которые выполняются без сознательного контроля.
Пример:
Представьте себе обучение вождению.
Знания:
Человек изучает правила дорожного движения, устройство автомобиля, принципы работы двигателя.
Умения:
Он учится трогаться с места, переключать передачи, поворачивать, тормозить, то есть применять знания на практике, но с сознательным контролем.
Навыки:
Со временем, когда он многократно выполняет эти действия, они становятся автоматическими, он делает это без особых усилий и обдумывания.
Влияние на обучение и работу:
ЗУН являются ключевыми компонентами обучения и развития как в образовательном процессе, так и в профессиональной деятельности.
Работодатели часто ищут сотрудников, обладающих не только знаниями, но и умениями и навыками, необходимыми для эффективного выполнения работы.
Формирование ЗУН является одной из основных целей образования и обучения.
Примеры знаний в схематических последовательностях:
Знание правил дорожного движения, знание грамматики иностранного языка, знание основ программирования.
Умения:
Умение водить автомобиль, умение писать код на языке программирования, умение составлять резюме, умение решать задачи по математике.
Навыки:
Навык вождения автомобиля (безаварийное вождение, быстрая реакция на изменение дорожной обстановки), навык программирования (написание чистого и эффективного кода), навык работы в команде, навык публичных выступлений.
Более подробные примеры:
Продавец-кассир:
Знания:
Знание ассортимента товаров, знание кассовой техники, знание правил обслуживания покупателей, знание правил хранения товаров.
Умения:
Умение работать с кассовым аппаратом, умение консультировать покупателей, умение урегулировать конфликтные ситуации, умение принимать оплату.
Навыки:
Навык быстрой и точной работы на кассе, навык вежливого и доброжелательного общения с клиентами, навык решения проблемных ситуаций, навык поддержания порядка на рабочем месте.
Повар:
Знания:
Знание рецептов, знание технологии приготовления блюд, знание правил хранения продуктов, знание санитарных норм.
Умения:
Умение готовить различные блюда, умение обращаться с кухонным оборудованием, умение оценивать качество продуктов, умение работать в команде.
Навыки:
Навык быстрой и качественной готовки, навык аккуратности и соблюдения чистоты на кухне, навык работы в условиях многозадачности, навык быстрой адаптации к новым рецептам.
Бухгалтер:
Знания:
Знание бухгалтерского учета, знание налогового законодательства, знание правил документооборота, знание принципов финансового анализа.
Умения:
Умение вести бухгалтерский учет, умение составлять отчетность, умение анализировать финансовые данные, умение работать с бухгалтерскими программами.
Навыки:
Навык внимательности и точности, навык работы с большими объемами информации, навык решения сложных задач, навык самоорганизации.
Водитель:
Знания:
Знание ПДД, знание устройства автомобиля, знание дорог города и области, знание правил перевозки грузов.
Умения:
Умение управлять автомобилем, умение выполнять мелкий ремонт, умение оформлять путевые листы, умение ориентироваться на местности.
Навыки:
Навык безаварийного вождения, навык быстрой реакции на дорожную ситуацию, навык междугородних поездок, навык поддержания чистоты автомобиля.
Знания, умения, навыки, безусловно, концептуальны для лбой професии, специальности, их освоение (усвоение в процессе получения той или иной профессии, специальности) неотъемлемы в движении к элементарному профессионализму, поскольку без профессионализма невозможно качественно выполнить работу.
Однако для достижения профессионализма, прежде всего, в пути к назначенной цели необходима хотя бы элементраная мотивация обучающегося, начиная со школьника и заканчивая студентом. Без мотивации,т.е. без ответа на вопрос; Зачем мне всё это надо”, невозможно осилить дорогу на пути к настоящему профессионализму, поскольку понятие профессионализм далеко не тождественно факту наличия Диплома о получении профессии или специальности… Мотивация же неразрывно связана с желаним человека достигнуть цели например, на пути к профессионализму, не даром сказано: “Было бы желание, а возможности найдутся”…
Однако процесс образования в России, полагаю, тесно не связан с конкретной мотивацией, т.е. с желанием освоить знания, умения и навки в процессе из получения профессию для собственной будущей жизни быть успешным, полезным и уважаемым в Обществе.
– По моим личным наблюдениям, обучающиеся начальную и среднюю школу посещают не мотивированно, как-бы для будущей профессии либо просто для саморазвития, чтобы быть более подготовленным для будущей жизни, но потому что: “так надо”; “это обязанность”; “все это делают и мне надо” и т.п.
Как в средней, так и высшей школе преподавателям надо бы как можно чаще разъяснять ученикам смысл тех самых базовых принципов, на которых строится процесс образования, а именно, что есть: знание; умение; навыки; мотивация и как эти принципы неразрывно взаимозвязаны между собой на пути к профессионализму.
Учащиеся с самого начала своего образования в пути к профессионализму и высокому уровню развития непременно должны нучиться также понимать, – что они делают, куда идут и что в результате получат за свой труд.
В среднюю специальную или высшую школу после окончания обязательной школы будущие стуженты в основномм поступают также не мотивированно, как правило – подсознательно, далеко не полностью понимая, зачем нужна избранная профессия или специалитет…
В заключении статьи на тему “Знание, умение, навык” хотелось бы пожелать системе образования в России законодательно или хотя бы вначале практически (методически) включать в указанную концепцию ЗУН раскрытие понимания каждым школьником или студентом Мотивации движения к намеченной цели, чтобы они в образовательном процессе более глубоко понимали: куда идут и что получат в результате.
А что скажет читатель этой статьи? – Приглашаю к онлайн дискуссии заинтересованных участников Образовательного онлайн сообщества “Знание, умение, навыки”…