
Современные веб-сайты — это не просто визитные карточки компаний, а полноценные инструменты ведения бизнеса, продаж, сбора данных пользователей и предоставления онлайн-сервисов. Однако вместе с ростом онлайн-активности увеличивается и количество юридических рисков: от нарушений законодательства о персональных данных до конфликтов по авторским правам и ответственности за контент.
Именно поэтому юридический аудит сайта становится неотъемлемой частью правовой защиты бизнеса, да всех владельцев web-сайтов в сети Интернет.
Что такое юридический аудит (правовой анализ) веб-сайта?
Юридический аудит web-сайта — это комплексная проверка веб-ресурса на соответствие требованиям действующего законодательства. В ходе аудита анализируются:
структура и содержание сайта;
документы, размещённые на нём (пользовательские соглашения, политика конфиденциальности, оферты и т.д.);
порядок сбора и обработки персональных данных;
не содержит ли контент веб-сайта использование чужих материалов, товарных знаков, фотографий, программного кода;
соответствие деятельности нормам рекламы, защиты прав потребителей и другим регулирующим нормативно-правовым актам органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Такой аудит может проводиться как внутренними юристами компании, так и специализированными юридическими фирмами или экспертами по интернет-праву.
Юридический аудит web-сайта — это комплексный анализ специализирующимися юристами web-страниц на соответствие веб-сайта в целом требованиям законодательству Российской Федерации. Целями и задачами Правового аудита сайта является выявление возможных нарушений, защита компании или индивидуального предпринимателя от претензий государственных органов, клиентов и конкурентов, а также обеспечение правовой безопасности их онлайн-деятельности.
Юридический аудит (правовой анализ) охватывает анализ содержимого сайта, пользовательской документации (политики конфиденциальности, договоров-оферт и пр.), структуры сайта, способов обработки персональных данных, методов продаж, размещённой рекламы и соблюдение авторских прав.
Зачем проводить Юридический аудит web-сайта?
Проведение Юридического аудита web-сайта особенно актуально и обязательно для физических лиц, предприятий и организаций, которые:
ведут онлайн-продажи (интернет-магазины, маркетплейсы, сервисы бронирования);
оказывают онлайн-услуги — юридические, образовательные, туристические, консультационные и многие другие;
собирают и обрабатывают персональные данные пользователей;
размещают контент, защищённый авторским правом;
работают с рекламой и продвижением в интернете;
Основные цели Юридического аудита web-сайта:
Снижение рисков штрафов и блокировок — за несоблюдение законодательства Роскомнадзор, ФНС, Прокуратура и другие органы могут вынести предупреждение, наложить штраф или ограничить доступ к сайту, привлечь к гражданско-правовой либо к уголовной ответственности.
Защита репутации — законный и прозрачный web-сайт повышает доверие клиентов к его владельцу.
Подготовка к проверкам — аудит позволяет своевременно устранить нарушения до того, как их обнаружат контролирующие органы.
Повышение инвестиционной привлекательности — юридически выверенный веб-сайт демонстрирует надёжность компании, предпринимателя, специалиста, владельцев сайтов.
Юридический аудит web-сайта проводится с учётом требований ряда федеральных законов и подзаконных актов, в том числе:
Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» — устанавливает правила сбора, хранения, обработки и передачи персональных данных пользователей.
Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — регулирует порядок распространения информации и обязанности владельцев сайтов.
Закона № 38-ФЗ «О рекламе» — содержит требования к размещению и содержанию рекламных материалов на web-сайте.
Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» — определяет обязательную информацию, которую необходимо предоставлять пользователям при продаже товаров или оказании услуг через интернет.
Гражданского кодекса Российской Федерации — регулирует вопросы авторских и смежных прав, а также лицензионные соглашения.
Налогового кодекса России — для онлайн-магазинов и сервисов, связанных с фискальной (налоговой) отчётностью владельца web-сайта.
Ключевые элементы Юридического аудита веб-сайта
Проверка пользовательской документации
Политика конфиденциальности
Документ, описывающий, какие персональные данные собираются, с какой целью, на каком основании, как они обрабатываются и хранятся. Политика должна быть размещена в общедоступном месте на сайте и соответствовать требованиям Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных».
Пользовательское соглашение (оферта)
Для интернет-магазинов и и всех видов онлайн-сервисов необходимо (обязательно) наличие на веб-сайте публичной оферты, соответствующей требованиям Гражданского Кодекса Российской Федерации. В этом публичном соглашении указываются права и обязанности сторон, порядок оплаты, доставки, возврата товаров и услуг.
Важно: что же такое «Оферта» юридическим языком?
Оферта это предложение заключить договор на определённых условиях, которое может быть принято или отвергнуто без возможности изменить его. Это может быть письменное или устное предложение, содержащее существенные условия сделки, например, описание товара/услуги, цена и способ оплаты. Акцепт (принятие) оферты приводит к заключению конкретного договора между сторонами с его правами, обязанностями и ответственностью за надлежащее (ненадлежащее) исполнение..
Ключевые особенности оферты
- Предложение:
Оферта является односторонним предложением неопределённому кругу возможно заинтересованных лиц как физических, так и юридических — заключить договор на предлагаемых условиях. Если получатель (Акцептант) соглашается с ним (акцептует), договор считается заключённым.- Существенные условия:
Оферта должна содержать все необходимые для заключения договора условия. Например, в интернет-магазине это может быть описание товара, цена, условия доставки.- Два типа оферты:
3.1. Публичная оферта: Предложение, направленное неопределённому кругу лиц. Примеры — цены на ценниках в магазине или условия на сайте, которые, говоря простым языком — видны всем.
3.2. Непубличная оферта: Предложение, адресованное конкретному лицу или группе лиц.- Сила оферты:
Оферта обязывает направившее её лицо заключить договор в том случае, если её акцептуют. До момента акцепта она остаётся лишь предложением.- Отличие оферты от договора:
Оферта — это предложение, а Договор — есть результат соглашения определённого этим соглашением круга лиц, достигнутого после принятия этого предложения. Однако Оферта — это также Договор, условия которого для акцепта (принятия) направляются неопределённому кругу как физических, так и юридических лиц.
Согласие физического лица на обработку его персональных данных (весьма важно):
Необходимо для любых форм на веб-сайте (регистрация, подписки, формы обратной связи и многое другое, перечисленное в законодательстве). Согласие должно быть добровольным, конкретным и информированным, а форма обязательно должна содержать ссылку на политику конфиденциальности.
Проверка Роскомнадзором исполнения законов при обработке персональных данных
Наличие правового основания для обработки (согласие, договор, закон).
Хранение данных на серверах, расположенных в России (требование локализации данных по Ф242-ФЗ), а именно:
1 сентября 2015 года вступил в силу и действует до сего дня Федеральный закон №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», предусматривающий локализацию баз персональных данных только на территории России. Согласно тексту закона хранение и обработка персональных данных граждан России должна осуществляться исключительно на территории Российской Федерации. Это означает, что оператор, осуществляющий обработку таких данных на территории другой страны обязан перенести их в базы данных, которые расположены на территории нашей страны — России. Закон не делает каких-либо исключений по типам операторов, поэтому любой оператор персональных данных на территории Российской Федерации подпадает под его действие. Кроме того, иностранные юридические лица, оказывающие услуги через интернет гражданам России, также обязаны выполнять указанные требования российского закона.
Федеральный закон №242-ФЗ — «Статья 15.5. «Порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных» (ниже цитирование этого Закона):
«1. В целях ограничения доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных» (далее — реестр нарушителей).
- В реестр нарушителей включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
3) указание на вступивший в законную силу судебный акт;
4) информация об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
5) дата направления операторам связи данных об информационном ресурсе для ограничения доступа к этому ресурсу.- Создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с критериями, определенными Правительством Российской Федерации, может привлечь к формированию и ведению реестра нарушителей оператора такого реестра — организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации.
- Основанием для включения в реестр нарушителей информации, указанной в части 2 настоящей статьи, является вступивший в законную силу судебный акт.
- Субъект персональных данных вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на основании вступившего в законную силу судебного акта. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
- В течение трех рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу судебного акта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании указанного решения суда:
1) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее обработку информации в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
2) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте, доменном имени и сетевом адресе, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также об указателях страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанные в решении суда;
3) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в реестре нарушителей.- В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 7 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанного в уведомлении, или принять меры по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
- В течение одного рабочего дня с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного в пункте 1 части 7 настоящей статьи лица уведомления о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных владелец информационного ресурса обязан принять меры по устранению указанного в уведомлении нарушения. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 7 настоящей статьи.
- В случае непринятия провайдером хостинга или иным указанным в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицом и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, доменное имя сайта в сети «Интернет», его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по автоматизированной информационной системе операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сетевому адресу, доменному имени, указателю страниц сайта в сети «Интернет».
- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра нарушителей исключает из такого реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющие идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных или на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене ранее принятого судебного акта.
- Порядок взаимодействия оператора реестра нарушителей с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в таком реестре информации оператором связи устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»;
2) часть 4 статьи 16 дополнена законодателем пунктом 7 следующего содержания:
«7) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.».
Во исполнение требований вышеизложенного закона, Роскомнадзором и Прокуратурой РФ проверяются:
Соблюдение сроков хранения персональных данных.
Наличие мер защиты персональных данных и уведомления Роскомнадзора.
Корректность передачи данных третьим лицам (например, платёжным системам, службам доставки и т.п.).
Соблюдение владельцем веб-сайта авторских прав, предусмотренных гражданским законодательством РФ
Проверка изображений, текстов, видео и музыки на предмет законности использования.
Наличие лицензий или договоров с авторами.
Проверка на наличие нарушений прав третьих лиц, в том числе при использовании стоковых материалов.
Указание источников и авторов в соответствии с российским законодательством и нормативно-правовыми актами.
для подготовки к возможной проверке Роскомнадзором и Прокураторой рекламы и маркетинговых материалов в контенте веб-сайта, необходимо:
Убедиться, что реклама на сайте соответствует закону «О рекламе» и в контенте веб-сайта нет запрещённых видов рекламы (например, алкоголя, табака без разрешений);
Соблюдение требований законодательства и нормативных актов к достоверности информации;
Для рекламы медицинских, финансовых или образовательных услуг обязательно предусмотрены специальные формулировки для их использования в цифровой среде сети Интернет, предусмотренные федеральным законодательством и федеральными нормативными актами.
Проверка корректности маркировки рекламы (в соответствии с требованиями Роскомнадзора и ЕРА).
Наличие сведений об организации или индивидуальном предпринимателе, разместившем рекламу.
Проверка реквизитов и обязательной информации
Для веб-сайтов, на которых размещена информация о торговле товарами и услугами, обязательно указание:
полного наименования юридического лица или Фамилия, Имя, Отчество Индивидуального предпринимателя (ИП);
ОГРН/ОГРНИП;
ИНН;
юридического адреса;
контактной информации;
для интернет-магазинов — условий оплаты, доставки, возврата и обмена.
Отсутствие этой информации может расцениваться как нарушение закона «О защите прав потребителей» на информацию и повлечь административную ответственность.
Этапы проведения Юридического аудита веб-сайта
Первичный анализ сайта — изучение структуры, контента, пользовательских документов.
Проверка соответствия законодательству — сравнение каждого элемента сайта с требованиями конкретных законов.
Формирование отчёта — описание выявленных нарушений, оценка юридических рисков.
Разработка рекомендаций — пошаговый план по устранению нарушений.
Внедрение правок и контроль — обновление документов, добавление недостающих сведений, настройка обработки данных.
Периодический аудит — повторная проверка (рекомендуется не реже 1 раза в год или при крупных обновлениях сайта).
Последствия несоблюдения законодательства в области цифровых технологий:
Несоблюдение правовых требований может привести к следующим последствиям:
Штрафы:
за нарушение 152-ФЗ «О перcональных данных» — до 6 млн руб. (ст. 13.11 КоАП Российской Федерации);
за нарушение Закон № 38-ФЗ «О рекламе» — до 500 тыс. руб.;
за непредоставление информации потребителям согласно Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 07.07.2025) «О защите прав потребителей»— предусмотрен штраф до 30.000 рублей.
С 30 мая 2025 года действуют ужесточающие административную ответственность граждан, предпринимателей ,организаций и их дожностных лиц административную ответственность.
Поправки в КоАП РФ не только повысили «потолки» штрафов, но и ввели новые составы правонарушений.
Ниже приведены основные виды нарушений и санкции, включая нововведения с 30.05.2025 года, а именно:
Обработка персональных данных без законных на это оснований или с нарушением ограничений, установленных российским законодательством, нормативными актами или, даже лица, персональные данные которого обрабатываются:
это общий состав (ч.1 ст. 13.11 КоАП):
Штраф для организации повышен до 150 000 – 300 000 руб. (ранее максимум был 50–75 тыс.).
Для должностных лиц российских предприятий и организаций – до 100 000 рублей, а за повторное совершение – до 500 000 рублей для организаций.
Отсутствие надлежащего согласия субъекта.
Если оператор собрал и использует персональные данные без получения требуемого согласия физического лица, персональные данные которого обработаны либо согласие оформлено неправильно (нет обязательных пунктов, не в письменной форме там, где нужно), это уже отдельный состав административного правонарушения по части 2 статьи 13.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ). Штраф для юридического лица по по части 2 статьи 13.11 КоАП РФ – от 300 000 до 700 000 рублей.
Непредставление уведомления в Роскомнадзор о начале обработки (важно):
Если российские предприятие, организация или Индивидуальный предприниматель приступили к сбору персональных данных физического лица, но не подали уведомление и в Реестре Роскомнадзора на момент выявления отсутствуют уведомительные сведения, такие лица подвергаются штрафу от 100 000 до 300 000 рублей (часть 10 статьи 13.11 КоАП РФ), для должностных лиц указанная норма административного законодательства наряду с административной ответственностью предприятия или организации, как самостоятельных субъектов права, — предусматривает штраф от 30 000 до 50 000 рублей.
С 30 мая 2025 года действует также административная ответственность за нарушение обязанности уведомлять Роскомнадзор об утечке персональных данных физичского лица (физических лиц).
Если произошла по каким-то причинам утечка персональных данных, а оператор скрыл этот факт от Роскомнадзора или уведомил с нарушением установленного порядка (сроков), согласно части 15 статьи 13.11 КоАП Российской Федерации — предусмотрен штраф от 1 000 000 до 3 000 000 рублей для предприятий и организаци, а для ответственных должностных лиц – этот штраф в размере от 100.000 до 200.000 рублей.
Повторная утечка персональных данных физического лица (физических лиц):
штраф для предприятий, организаций , индивидуальных предпринимателей от 1 до 3% годовой выручки, но не менее 20.000.000 руб. и до 500.000.000 рублей.
С 30 мая 2025 года по вышеназванному российскому законодательству Роскомнадзор систематически проводит проверки веб-сайтов в России на соответствие их требованиям 152-ФЗ «О персональных данных».
Владельцам веб-сайтов следует быть готовыми к проверкам со стороны Роскомнадзора и Прокуратуры РФ.
Как указано выше — основной «пакет» поправок заработал с 30 мая 2025 года, однако ряд законоположений пока не вступили в законную силу, давая возможность владельцам веб-сайтов подготовиться, «освоить» и выполнить указанные законодательные нововведения.
Одновременно напоминаю: 01 июля 2025 года в Российской Федерации действует запрет на использование государственными учреждениями и организациями, а также некоторыми коммерческими организациями и банками всех уровней иностранных мессенджеров — об этом мною подробно изложено в статье, например: «Мессенджеры в образовательном процессе — какие запрещены»?
