
Образовательный процесс в Российской Федерации – что это?
Образовательный процесс — это целенаправленное и организованное, основанное на российском законодательстве и общепринятых в России нормах морали и нравственности взаимодействие педагогов и учащихся общеобразовательных учреждений – школ, а также студентов специальных училищ, включая военные, колледжей и ВУЗов, направленное на передачу знаний, воспитание и развитие личности, а также формирование в образовательном процессе умений и навыков, соответствующих установленным государственным стандартам. Этот процесс охватывает как формальное (уроки, занятия), так и неформальное образование, включая самообразование и внеурочную деятельность, и является динамической системой, направленной на развитие полноценного человека в целом.
Участники образовательного процесса в России- кто это?
Участниками образовательного процесса являются:
обучающиеся, педагогические работники, а также родители (законные представители) обучающихся.
В зависимости от контекста, в качестве участников могут быть названы и иные субъекты, такие как, руководители образовательных организаций различного уровня и специалисты (психологи, воспитатели, библиотекари и другие), а также сами образовательные организации дошкольного, школьного, среднего-специального и высшего-специального уровней.
Общение (взаимодействие) участников образовательного процесса
Общение участников образовательного процесса в России регулируется Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», основанными на данном Законе нормативными актами Правительства Российской Федерации, а также министерств и ведомств, а субъектами “Общения участников образовательного процесса” являются обучающиеся, педагоги, родители, а также руководители и специалисты образовательных организаций.
Формы общения участников:
Личное общение, электронная коммуникация, родительские собрания, индивидуальные беседы, а также участие в управлении школой, в которой обучаешься, колледжем, училищем, университетом.
Цели общения в образовании:
Создание благоприятной образовательной среды, формирование взаимных установок и отношений, достижение образовательных целей – знаний, умений и навыков.
Основания образовательного взаимодействия:
Законодательство Российской Федерации, а также нормативные правовые акты в области образования устанавливает права и обязанности всех его участников, обеспечивая успешный образовательный процесс, защиту от насилия, взаимное уважение и свободу выражения мыслей каждого участника.
Основные участники образовательного процесса:
Обучающиеся – участвуют в образовательном процессе, имеют право на охрану здоровья, всесторонее развитие, движение к профессионализму через приобретаемые знания, умения и навыки, на защиту персональных данных и уважение.
Педагогические работники – несут ответственность за обучение и воспитание, взаимодействуют с учениками, родителями и другими участниками.
Родители (законные представители) – участвуют в жизни школы, защищают интересы своих детей и взаимодействуют с педагогами, также несут ответственность за качество воспитания и образования своих подопечных.
Руководители и специалисты (методисты) – обеспечивают управление образовательной организацией и создают условия для обучения.
Цели и задачи общения участников процесса:
Взаимодействие и развитие
Цель педагогического взаимодействия — это взаимные изменения в поведении, отношениях и установках всех участников, способствующие развитию обучающихся.
Создание образовательной среды
Совместные действия всех субъектов направлены на создание условий, гарантирующих качественное образование в процессе приобретения обучающимися знаний, умений и навыков по пути профессионализму, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Правовая база в образовательном процессе:
Подчёркиваю:все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса регламентированы Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”, который и определяет права и обязанности участников.
Итак, процесс общения (взаимодействия) участников образовательного процесса в целях получения обучающимися знаний, умений и навыков основан на нормах российского законодательства и общепринятой морали.
Подчёркиваю: все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса регламентированы Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” и нормативных правовых актах федерального и местного уровны, который и определяет права и обязанности его участников.
Итак, процесс общения (взаимодействия) участников образовательного процесса в целях получения обучающимися знаний, умений и навыков основан на нормах российского законодательства и общепринятой морали.
Средства общения (взаимодействия):
Для достижения целей образовательного взаимодействия используется как личное общение, так и электронная коммуникация ( дистанционное общение), например, весьма популярные в последние годы мессенджеры.
Мессенджеры – что это?
Мессенджер — это приложение для мгновенного обмена сообщениями и медиаконтентом (текст, фото, видео, аудио, документы) через интернет между зарегистрированными пользователями. Мессенджеры предоставляют функции для личного и группового общения, голосовых и видеозвонков, а также позволяют создавать каналы и использовать чат-ботов.
Самым популярным мессенджером в России является WhatsApp, за которым следует Telegram. По данным исследования Mediascope на конец 2024 года, WhatsApp использовался 80% пользователей мессенджеров, а Telegram – 72%. Третье место занимает Viber, далее – VK Мессенджер и многие другие.
Основные возможности мессенджеров:
Обмен сообщениями:
Отправка и получение текста, стикеров, эмодзи, GIF-анимаций.
Мультимедиа:
Пересылка фотографий, видео, голосовых сообщений и документов.
Аудио- и видеозвонки:
Возможность совершать бесплатные звонки и видеоконференции.
Групповые чаты:
Создание бесед с несколькими участниками.
Каналы:
Создание публичных каналов для подписки на информацию или использования чат-ботов.
Для чего используются мессенджеры:
Для личного общения:
Быстрое и бесплатное общение с друзьями, членами семьёй, участников, в частности, образовательного процесса через интернет.
Однако, как добро, так и зло в равной степени распростаняется, как общеизвестно, в сфере общения (взаимодействия) человечнества между собой, включая и образовательный процесс.
Аспект на заданную тему:
С добром всё ясно, однако развивается оно не такими быстрыми темпами, о которых каждому из нас, законопослушных, мечтается. А вот зло, все чаще последние годы, распространяется очень быстро, особенно мошенничество (хищение имущества путем обмана), экстремизм (Экстремизм — это приверженность человека или группы людей крайним, радикальным взглядам и действиям, направленным на отрицание существующих в обществе норм и правил).
Для ускорения распростанения зла последние годы как в России, так и за рубежом, всё чаще используются электронные коммуникации, в частности, – мессенджеры.
Органы государственной власти Российской Федерации, безусловно, во исполнение своих обязанностей примают все предусмотренные законодательством меры по пресечению и, тем самым к искоренению указанного зла, стараются защитить граждан от посягательств на их законные права, принуждают к исполнению обязанностей, предусмотренных российскими законами. Делается это посредством контроля исполнения требований законодательства уполномоченными на это органами государства, поскольку без должного контроля не выявишь зла и, своевременно, – не сможешь его пресечь.
Одними из эффективных мер в борьбе с распоостраняемым злом в российском обществе являются законные мероприятия, направленные на оправданные ограничения и запрещения в некоторых правах и свободах граждан и организаций.
Для раскрытия темы быстрого распространения зла посредством электронных коммуникаций, рассмотрим, в частности по теме статьи, – используемые в России месенджеры.
Наиболее популярные мессенджеры сегодня это: “WhatsApp” и “Telegram“.
Важно:
“WhatsApp” и “Telegram” являются зарубежными, они не подчиняются требованиям российского законодательства по соблюдению прав и свобод российских граждан, охраняемых Конституцией и законами Российской Федерации.
Базы данных месседжеров “WhatsApp” и “Telegram”, в частности, размещены и хранятся на зарубежных серверах, поэтому контролировать и требовать соблюдение российского законодательства в данном случае для органов российской государственной власти оказывается невозможным, – этим и пользуются злоумышленники.
Поэтому ничего не остается делать, как в данном случае органам государственной власти в процессе законного обеспечения от посягательств на права граждан и организаций принять ограничительные или запретительные меры на територии России.
Какие российские законы действуют по состоянию на 1 сентября в 2025 году по ограничению (запрещению) использования зарубежных мессенджеров в России?
В 2025 году действует Федеральный закон от 01.04.2025 № 41-ФЗ, который запрещает некоторым российским организациям использовать иностранные мессенджеры для связи с клиентами, а также передавать персональные данные и информацию о платежах через такие сервисы. Этот запрет распространяется на госорганы, банки, операторов связи, маркетплейсы, социальные сети и другие компании, что направлено на защиту от мошенничества и создание суверенного интернета.
Что запрещено законом № 41-ФЗ, в частности, по теме настоящей статьи?
Использование иностранных мессенджеров для общения с клиентами и информирования граждан.
Передача конфиденциальной информации, персональных данных и платежных документов через зарубежные мессенджеры.
Федеральный закон от 01.04.2025 № 41-ФЗ — это закон «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон направлен на борьбу с телефонным и интернет-мошенничеством и вступает в силу 1 июня 2025 года. Он вводит такие меры, как обязательная маркировка звонков, ограничение на общение по иностранным мессенджерам для госслужащих и банковских сотрудников, а также возможность для граждан отказаться от массовых рассылок и вызовов.
Каких лиц и к чему обязывает Федеральный закон от 01.04.2025 № 41-ФЗ?
В статье 15 (Заключительные положения) Федерального закона от 01.04.2025 № 41-ФЗ перечисленным лицам к обязательному исполнению предписано следующее:
- Запрещается использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” общедоступной информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, для информирования граждан Российской Федерации:
1) государственным органам и подведомственным им организациям, органам местного самоуправления и подведомственным им организациям, Центральному банку Российской Федерации, органам государственных внебюджетных фондов;
2) государственным компаниям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, публично-правовым компаниям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов;
3) кредитным организациям, некредитным финансовым организациям, которые осуществляют указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” виды деятельности, субъектам национальной платежной системы;
4) операторам связи;
5) владельцам агрегаторов информации о товарах (услугах);
6) владельцам сайта и (или) страницы сайта в сети “Интернет”, и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети “Интернет”, находящихся на территории Российской Федерации;
7) владельцам сайта и (или) страницы сайта в сети “Интернет”, и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для организации взаимодействия их пользователей между собой в целях купли-продажи, мены и (или) передачи в пользование движимого и (или) недвижимого имущества, выполнения работ, оказания услуг, поиска подходящей работы и (или) подбора необходимых работников за счет предоставления их пользователям возможности самостоятельно размещать объявления на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации о купле-продаже, мене и (или) передаче в пользование движимого и (или) недвижимого имущества, выполнении работ, об оказании услуг, о поиске подходящей работы и (или) подборе необходимых сотрудников, тематически сгруппированные в зависимости от содержания таких объявлений, а также за счет предоставления их пользователям возможности самостоятельно обращаться по таким объявлениям и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, находящихся на территории Российской Федерации (далее – владелец сервиса размещения объявлений). - Владелец сервиса размещения объявлений:
1) вправе обеспечить возможность прохождения пользователями указанного сервиса аутентификации с использованием государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных” в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2022 года N 572-ФЗ “Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”;
2) обязан осуществлять идентификацию с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” (далее – единая система идентификации и аутентификации) размещающих объявления на указанном сервисе и изъявивших желание пройти данную идентификацию российских юридических лиц и физических лиц;
3) обязан довести до сведения пользователей указанного сервиса информацию о прохождении идентификации лицом, имеющим намерение разместить объявление на указанном сервисе, с использованием единой системы идентификации и аутентификации посредством размещения такой информации на указанном сервисе.
Распространяется ли запрет на использование зарубежных мессенджеров на учебные процессы в образовательных учреждениях России?
Да, согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 01.04.2025 № 41-ФЗ запрет на использование иностранных мессенджеров распространяется также и на учебные процессы во всех образовательных учреждениях России, поскольку образовательные учреждения в Российской Федерации подведомственны либо органам государственной власти или органам местного управления, в зависимости от учредителя, например: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ) является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого выступает Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации; КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» учреждён и подведомственнен Министерству образования Красноярского края; ГБОУ “Школа №1” Московского района Санкт-Петербурга учреждена Комитетом по образованию Правительства города Санкт Петербурга и ему подведомственнена; Общеобразовательная автономная некоммерческая организация “Средняя общеобразовательная школа “Пенаты” (ОАНО СОШ “Пенаты”), – хотя и учреждена физическми лицами, однако, согласно Свидетельству, выданному Департаментом образования Правительства города Москвы имеет государственную аккредитацию на общеобразовательную деятельность, поэтому на данное образовательное учреждение также распространяется требование указанного закона о запрете иностранных мессенджеров в образовательном процессе.
До вступления в законную силу с 01 июня 2025 года Федерального закона от 01.04.2025 № 41-ФЗ, – с 1 марта 2023 года образовательные учреждения России, согласно Федеральному закону “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя действующая редакция от 24.06.2025 N 156-ФЗ) уже были обязаны использовать российские платформы, такие как «Сферум» – “Мах” (Макс), для работы с персональными данными учащихся и официального общения преподавателей, специалистов с обучающимися (школьниками, студентами) и между собой. Запрет и необходимость перехода образовательных учреждений на российские мессенджеры обусловлен необходимостью защиты конфиденциальной информации в образовательном процессе и предотвращения утечек иной охраняемой законом информации.
Что запрещено и почему?
Использование иностранных мессенджеров:
Педагогам запрещено использовать “WhatsApp” , “Telegram” и другие зарубежные мессенджеры из утверждённого Списка для служебных целей и взаимодействия с учениками и родителями.
Цель запрета:
Основная причина — обеспечение безопасности персональных данных обучающихся и предотвращение их утечки.
Ограничения:
Запрет распространяется на передачу любой конфиденциальной информации, связанной с образовательным процессом, включая персональные данные.
Альтернативы и рекомендации
«Сферум»:
В качестве основной платформы для образовательного процесса рекомендуется использовать отечественную цифровую образовательную среду «Сферум», разработанную VK совместно с «Ростелекомом».
«VK Мессенджер»:
Также рекомендовано использовать «VK Мессенджер» для коммуникации в рамках школы и других российских образовательных учреждений.
Региональные рекомендации:
Многие регионы Российской Федерации в всвязи указанными российского законодателства выпустили рекомендации для школ, детских садов и учреждений дополнительного образования о переходе исключительно на отечественные сервисы.
- Важно знать:
- Запрет на использование иностранных мессенджеров в сфере воспитания и образования был введен на основании изменений в Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вступивших в силу с 1 марта 2023 года.
- К запрещенным образовательном процессе в России иностранным мессенджерам, кроме вышеупомянутых “WhatsApp” и “Telegram“, согласно Списку Роскомнадзора относятся также: “Discord”, “Microsoft Teams”, “Skype for Business”, “Snapchat”, “Threema”, “Viber”, “WeChat”.
Какая ответственность установлена законом за использование иностранных мессенджеров в образовательном процессе в России?
- Административно-правовая:
КоАП РФ Статья 13.11.2. Незаконное использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин
(введена Федеральным законом от 24.06.2023 N 277-ФЗ)
Незаконное использование в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями сети “Интернет” общедоступной информации в сети “Интернет” либо подключение к этим информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин иных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до семисот тысяч рублей. - Гражданско-правовая ответственность:
Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации”:
Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации - Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.
- В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:
1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;
2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации. - Провайдер хостинга, оператор связи и владелец сайта в сети “Интернет” не несут ответственность перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации и (или) ограничение ее распространения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
- Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им требований, установленных в статье 10.6 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
Что делать?
В условиях ограничения или запрещения в России иностранных мессенджеров для определенных категорий российских организаций, рекомендуется переходить на отечественные альтернативы, такие как “VK Мессенджер”, “Сферум”, “MAX” или другие российские сервисы, использовать email и SMS для деловой коммуникации, а также внедрить собственный чат на сайте. Важно переводить общение с клиентами на разрешенные каналы и обеспечить безопасность данных, соблюдая требования законодательства.
Внедрение чата на сайте:
Интегрируйте онлайн-чат от российских сервисов, чтобы общаться с посетителями сайта, собирать их контакты и отправлять персонализированные сообщения.
Разработка собственного мессенджера, чат-приложения к сайту:
Следите за официальной правовой информацией:
В условиях постоянных изменений в законодательстве, в целях соблюдения российского законодательства (законопослушания), следите за актуальной информацией от официальных государственных источников.
В России, в связи с вступлением в силу законов, ограничивающих или запрещающих иностранные электронные коммуникации, мнения пользователей в Интернет разделились: одни говорят – нельзя, надо переходить на отечественные сервисы; другие утверждают можно использовать иностранные сервисы,однако не всем; третьи утверждают – можно! МИнистерство юстиции РФ и Роскомнадзор также не дают чётких ответов на запросы заинтересованных лиц об использовании иностранных электронных коммуникаций либо вообще оставляют такие запросы без ответов.
Однако споры и размышления на указанную тему среди заинтересованных пользователей в Интернет вызывают лично у меня недоумение…
- Проблема решается просто: внимательно читай Закон – в Законе всё ясно записано, законы мы обязаны не обсуждать, а исполнять.
И ещё: последние три десятка лет, как минимум, не встречаю к сожалению юристов, знатоков своего дела, однако, – это моё личное мнение.
Присоединяйтесь к дискуссии на тему “Мессенджеры в образовательном процессе в России”, пишите ваши статьи, комментарии…
Сергей Плесовский, юрист